ПОСТ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА (овощи 2000 годов назад)

ПОСТ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА (овощи 2000 годов назад)

Понятие «пост» содержит в себе два момента. 1-ый – это некоторые ограничения: в рационе, сексе и утехах. 2-ой – главный – момент состоит в том, зачем это делается. Часовой на посту ограничивает себя, ибо не дремлет, когда все дремлют, но делает это не так как «так положено», либо так как лейтенант отдал приказ – но для сохранения своей жизни и жизни ближних. Расслабился часовой, заснул – и умер. И погибли все, кто ему доверился.

Максимально коротко оба смысла слова «пост» описаны во 2-ой главе Книжки Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева зания добра и зла не ешь от него, ибо в денек, в который ты вкусишь от него, гибелью умрешь. (Быт.2:16,17).

Предписаны ограничения рациона и указана цель ограничения – сохранение настоящей райской жизни и личного общения с Богом. Поэтому как вне рая человек эту жизнь растерял. На собственном посту Адам охранял не только лишь себя – да и нас, собственных будущих потомков. Не устоял он на посту, поэтому и живем мы на данный момент как живем. Практически как мертвые.

Но в рамках этой статьи о больших материях более гласить не будем. Слово «пост» станем употреблять в значении «постный рацион». Он был обычно очень прост. Человек «на посту» вообщем ничего не ел и не пил. Так постился Моисей на Синае, так постился Иисус Христос на горе Искушений.

Любопытно, что не всегда воздержание от еды и питья означало пост. Так, в 56 г. н. э. в Иерусалиме тогдашние иудейские террористы-кинжальщики (сикарии) объявили голодовку в символ собственного неукротимого желания уничтожить апостола Павла: …зареклись не есть и не пить, доколе не уничтожат Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие… произнесли: мы клятвою зареклись не есть ничего, пока не убьем Павла (Деян.23:12-14). Этот случай «антипоста» охарактеризовывает, но, задачку и подлинного поста – это полное сосредоточение человека на одной цели. Для сикариев это было убийство, для поистине постящегося такой целью является богообщение.

Обыденный же пост в те времена состоял всего из 4 «голодных дней» в году – в память о взятии и ликвидировании Иерусалима в 586 г. до н. э. царем Вавилона Навуходоносором. Постные деньки эти шли не попорядку, так что пост был не очень тяжкий. Но были энтузиасты, которые назывались фарисеи, и они голодовали еще добрую сотку дней, потому что постились дополнительно, по дважды в неделю.

Были, но же, и посты, состоящие не в полном отказе от пищи и питья, но в ограничении от всяких «вкусностей». Так постился пророк Даниил: В эти деньки я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Смачного хлеба я не ел- мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до выполнения 3-х седмиц дней (Дан.10:2-3). Этот пост более похож на современную практику пощения, которая не подразумевает никаких затяжных голодовок. Необходимо сходу отметить, что питаемся мы вне поста совсем не как люди Библии. Когда мы начинаем думать, почему это современный пост состоит в отказе от мясной и молочной еды, яиц, а нередко и рыбы, и сравниваем свое обыденное питание с питанием дней библейского времени, то находится умопомрачительная вещь: библейский люд фактически всегда жил в «режиме Величавого Поста». Мясо в рационе была последняя уникальность. Вспомним, как пенял старший отпрыск в сказке о блудном отпрыску: … вот, я столько лет служу для тебя … но ты никогда не отдал мне и козленка, …а когда этот отпрыск твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (Лук.15:29,30). Рыба… ну где ж было взять рыбу в том же Иерусалиме? Там и лягушка уникальность. Рыбу ели только вокруг Галилейского моря.

Обыденный рацион состоял из хлеба – пшеничных и ячменных лепешек, – и различных каш. Каши варили из зернышек злаков, не пригодных для печения лепешек, к примеру, полбы. Полба – очень старый вид пшеницы, не очень урожайный и сейчас позабытый. Российский язык сохранил это слово только благодаря притче А. С. Пушкина:

Балда гласит:

«Буду служить для тебя славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка для тебя по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

«Вареная полба» и есть рядовая библейская каша. Другой разновидностью каши было варево из проса (смотрим в магазине крупу под заглавием «пшено» – это она и есть). В конце концов, варили зерна ячменя (кто вожделеет испытать, идет в магазин и покупает перловую крупу).

Злаки, но, не стопроцентно удовлетворяют человека по содержанию белка. Библейский рацион компенсировал это введением в питание каш из семян бобовых культур, где белка достаточно много, т. е. варевом из гороха, бобов, а в большинстве случаев чечевицы – за похлебку, из¬за которой Исав продал свое право на первородство – и нута. Нут у нас культура малоизвестная, так как в Рф его выращивают изредка (холодновато ему тут). Но у нута есть бесспорные плюсы, которые начинают оценивать и россияне – во-1-х, он смачен (кто не пробовал блюда под заглавием «хумус», непременно попытайтесь) и, во¬вторых, он легче усваивается человеком, ежели обыденный горох (вспомним Н. В. Гоголя: «Ей­богу, Иван Иванович, с вами гласить необходимо, гороху наевшись»…).

Сахара в магазинах библейского времени не было. Потребность в сладком удовлетворялась сушеными фруктами. Главным таким фруктом был сушеный инжир, выражаясь по-библейски, сушеные смоквы, они же фиги. Дальше шел изюм, но пореже, так как из основной массы винограда делали вино. К примеру, в описании подношения Авигеи партизанскому отряду Давида перечислены 100 связок изюму, и двести связок смокв (1 Цар.25:18).

В конце концов, лакомством были финики, которые, как ни умопомрачительно, были редкостью, так как товарные финиковые пальмы произрастали в Палестине только в Иерихоне. Дополнительным источником сахаров и витаминов был мед одичавших пчел.

Огородные растения игрались в рационе подчиненную роль. Были известны различные культуры из рода лук: обыденный лук, лук­порей и чеснок. Пищевая ценность луков невелика, но они очень декорировали стол, также служили естественным обеззараживающим средством из-за высочайшего содержания в их веществ­убийц болезнетворных бактерий – фитонцидов. Когда евреям во время странствования по пустыне надоела манна небесная (пустынный лишайник, р. Mannia), они очень сокрушались о египетских яствах, из которых сначала поминали конкретно разнообразные луки: Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок (Чис.11:5). «Дыни» в этих причитаниях означают сначала арбузы, ну а огурец – он и в Египте огурец. Выращивали огурцы и в Палестине, но из российского текста Библии это не очень разумеется. К примеру, у пророка Исайи в его рассказе о бедствиях израильтян сказано так: И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город (Ис.1:8) – «огород» есть некая условность перевода, вернее осознавать – «огуречное поле».

Дополнительно декорировали библейское меню пряные растения. Это и укроп, и рута, и чернушка, и горчица, кориандр и иссоп (он тоже пряность), и еще много чего было такового, что в Библии не упомянуто. Укроп (в российском тексте Библии как анис), горчица и кориандр в комментах не нуждаются. Чернушка – это привлекательная травка из семейства лютиковые, черные семечки которой употребляют как пряность и в Палестине, и в южной Рф. Так же отлично известна в южной Рф и рута. Иссоп, но же, в Рф не известен, так как растить его у нас нереально. Все, что понятно в Рф как «иссоп», не имеет к библейскому иссопу никакого дела. Не будем об этом особо грустить, так как «наши» пряности, сначала укроп, много ароматнее.

Обратим внимание, что в рационе отсутствовали капуста, морковка, картошка и свекла. Капусте было в Палестине жарковато, моркови как корневого овоща вообщем не было, она была известна только как пряное растение, семечки которого можно было использовать и в мед целях, а картошки не было, так как Колумб еще не открыл Америку.

Но вот почему в Библии фактически не упоминается свекла, неясно. Этот овощ был в Средиземноморье конца I тысячелетия до н. э. культурой достаточно обычной. Была она известна и евреям. Создавая перевод Библии на древнегреческий язык в III-II вв. до н. э., они помянули свеклу при переводе 51-й главы пророка Исайи. Церковнославянский текст Библии, точно воспроизводящий этот древнегреческий оригинал, читается так: иудеи «седящи на краи всякого финала (по¬русски: «сидят на перекрестках улиц»), яко свекла недоваренная».

Ценнейшей пищевой культурой было оливковое дерево. Плоды его содержат до 20-30 % прекрасного масла, которое получали прохладным и медленным прессованием практически зрелых маслин. Отлично сохранялись маслины и в засоленном виде. Все бы отлично, да и масло, и сами маслины были очень дороги. Маслина отлично плодоносила только на прибрежных территориях Палестины, т. е. как раз там, где жили филистимляне и финикийцы, и, соответственно, евреи изредка обладали подходящими для оливковых деревьев плантациями. В горной Палестине посадки оливы были, но они наименее урожайные (Гефсиманский сад). А к востоку от Иордана оливковое дерево не выращивали вообщем.

Не считая того, оливковое дерево – культура не очень урожайная. Нежели с дерева снимали 40 кг маслин, это числилось сильно много. В конце концов, вешние дождики нередко препятствовали опылению растений, и сбор стопроцентно пропадал.

Подведем итоги наших наблюдений о питании библейского времени. Оно было на 90 % вегетарианским. Молоко, которое давали одичавшие козы, приятно дополняло его. Время от времени в рационе возникало мясо, когда забивали ягнят, козлят и взрослых овец. В новозаветный период в Палестине уже была известна курица. Но во все прочее время питание было воистину «великопостным». И если наши читатели пожелают попоститься в «духе Библии», они сейчас знают, как это делать. Поста подходящего!