Рождественское дерево (история новогодней елки)

Рождественское дерево (история новогодней елки)

Традиция наряжать елку к Рождеству появилась в очень глубочайшей древности - из языческих и начала христианских времен. Наши дальние праотцы устройство мира представляли для себя в виде Мирового Древа, в каком ствол был средой обитания человека, в ветвях жили боги, а корешки символизировали подземное королевство бесов. Сказания о Мировом Древе есть в легендах и легендах народов Азии, Скандинавии, Америки, Европы. Изображения его сохранились в рисунках дохристианского периода.

Для первобытного человека мир вокруг нас был непонятным, пугающим и жестоким. Когда наступала смена года, он совершал ритуал декорации вечнозеленого дерева (это были бы и пальмы, ели, туи, можжевельники), и это имело значение упорядочивания и освящения освеженного мира. С возникновением христианства вечнозеленое дерево стало символизировать вечность христианской правды. Украшение его веток означало для христиан, что только при воззвании к Богу, Источнику жизни, человек сумеет принести духовные плоды: любовь, милосердие, удовлетворенность, веру и долготерпение.

Вечнозеленые хвойные деревья с бальзамическим запахом имеют свое древнее символическое значение и связываются с представлением о бессмертии и нескончаемой жизни. Рождественское дерево, как правило это пихта либо ель, олицетворяет представления людей о возрождении и обновлении мира.

В первый раз наряжать елку к Рождеству начали в Германии XVI в. К Сочельнику в неких семьях стало обычаем на покрытый белоснежной скатертью стол ставить маленькую елочку, украшенную свечками, съедобными украшениями в виде яблок, сластей, фруктов, орехов. Под елку складывали подарки (этот обычай и до сего времени любим всюду и всеми). Декорации на елке имели собственный смысл: яблоки числились эмблемой плодородия, яичка - гармонии и благополучия, орешки означали непостижимость Божественного Промысла. Вершину елки обязательно декорировали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим к пещере поклониться новорожденному Спасителю. Классические колокольчики на елке тоже не случайны: они напоминают о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечки, фонарики остались знаками звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.

В Рф 20 декабря 1699 г. Петр I издал собственный известный указ, согласно которому летосчисление впредь предписывалось вести от Рождества Христова «по примеру всех христианских народов», а не от Сотворения мира. 1-ый денек нового года, обычно отмечавшийся на Руси 1 сентября, в денек церковного новолетия, переносился с этого момента на 1 января. Юный правитель повелел в сей день устраивать в столице праздничек, «украшать дома от древ и веток сосновых, еловых и можжевеловых».

Обычай декорировать дома и улицы елками, соснами и можжевельником под Новый год правитель Петр взял в долг у протестантской Германии. Древнейшие германцы почитали ель как священное дерево и верили, что в ее хвое живет лесной дух, охраняющий все живое на земле. Ели декорировали лентами, амулетами, у подножия зажигали свечки - так задабривали лесного духа и молили богов дарить счастливый год.

После погибели Петра обычай наряжать елку не стал обширно всераспространенной традицией. В Рф без принуждения елки стали наряжать только в конце царствования Екатерины II. Сначала XIX в. рождественская елка появилась в домах петербургских германцев. Позднее лесная кросотка стала декорировать Рождество и в особняках столичной знати, а позже и других слоев населения. К середине XIX в. в почти всех странах Европы, в том числе и Рф, Рождество начинает отмечаться не только лишь как церковный, да и светский праздничек. Об этом праздничке пишут в газетах и журнальчиках, к нему делают литературные и музыкальные произведения. 1-ая «публичная» елка была устроена в 1852 г. в Екатерингофском парке, который в то время был возлюбленным местом отдыха петербуржцев. Позднее становится прекрасной традицией устраивать рождественские балы с елкой в самых важных местах Петербурга: Дворянском и Офицерском собраниях, Институте великодушных девиц, разных благотворительных заведениях, школах и гимназиях. Равномерно елка полюбилась и в провинции. К началу XX в. елка стала обязательной «участницей» праздничка Рождества по всей Рф.

Любопытно, что продажу первых елок, увенчанных сластями и свечками, организовали известные кондитерские Петербурга. Принадлежали они, в главном, швейцарцам. Их «фирменные» кросотки стоили недешево. Позднее у Гостиного двора появилась торговля лесными, более дешевенькими елками, которые привозили близлежащие мужчины. А вот 1-ая искусственная елка появилась еще в 1848 г., она была необычно престижной и очень дорогой.

Огромные густые ели в Рф стали помещать не на столе, как это принято в Германии, а посреди комнаты либо даже зала, закрепляя дерево в крестовине. Таким макаром, елка становится центром праздничка, вокруг нее водят хороводы, любуются украшениями, получают сладости. К тому времени стали появляться особые елочные игрушки из стекла, папье-маше и картона. Продавались даже заготовки, из которых малыши с родителями сами собирали и раскрашивали эти игрушки. Стеклянные шары - обычное сегодня замечательное елочное украшение выдумали немцы, и 1-ые такие шары были выпущены в продажу в 1848 г. в Тюрингии, в местечке Лауша.

Персонажами рождественского праздничка стали Дед Мороз и Снегурочка, в Рф это вышло к концу XIX в. Происхождение их различно. Санта Клаус на Западе появился как народный образ Святителя Николая (Чудотворца). Наш российский Дед Мороз явился собирательным персонажем славянского фольклора. Был таковой славянский бог бурь и непогод по имени Позвизд, который, по представлениям наших протцов, в виде могучего старика с седоватый головой носился по небесам с бурями- за ним заместо плаща летели ветры, с одежки слетали хлопья снега. Зимник - древнее божество в виде старика маленького роста, с белоснежными волосами и длинноватой седоватый бородой. Непокрытая голова, белоснежная теплая одежка и стальная булава - вот его вид. Его приход всегда приносил грозные морозы. Самым лютым божеством зимы числился Карачун. Этот злой дух, сокращавший человеческую жизнь, обитал под землей и оттуда повелевал морозами. Но равномерно языческие представления поменялись на другие, Мороз также поменял вид сурового, отнимавшего жизни существа и перевоплотился в хорошего и справедливого магического Деда, которого так обожают малыши и даже некие взрослые. Снегурочка - только российский персонаж магических народных сказок, никого подобного ей на Западе нет. Она сотворена из снега и света, одухотворена природой- в произведениях литературы, в музыке Снегурочка олицетворяет образ любви...

Дальше история елки становится более сложной. До 1929 г. елка оставалась обязательным атрибутом праздничка: «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках» - кто из взрослых не помнит этих картин и репродукций? Но на XVI партийной конференции было принято решение о «разумной и правильной организации трудового времени». Этим решением отменялись церковные празднички, и денек Рождества стал рабочим деньком. Елки ставить воспретили, объявив их «поповским обычаем», «буржуазным пережитком». В печати появлялись обличительные и высмеивавшие эту традицию публикации. Тогда и елка «ушла в подполье»: ее потаенно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна. А по улицам прогуливались лица, которым было доверено искать нарушителей...

Ситуация поменялась после того, как И. В. Сталиным были произнесены известные слова: «Жить нужно лучше, жить нужно веселее». В конце 1935 г. в газете «Правда» появилась статья члена президиума ЦИК П. П. Постышева. В ней он предложил организовать для малышей к Новенькому году «хорошую елку». Вышли директивы для комсомольских и пионерских работников по устройству коллективных новогодних елок. Вот только елки стали наряжать не к Рождеству, а к Новенькому году. Символическая восьмиконечная Вифлеемская звезда была заменена на пятиконечную. Эти звезды с того времени декорируют башни столичного Кремля, где под бой часов на Спасской башне страна встречает каждый Новый год.

Но все ворачивается «на круги своя», и опять Рождество и Новый год стали муниципальными праздничками, самыми возлюбленными и давно ожидаемыми. Малыши и взрослые как и раньше заблаговременно готовятся к ним, ожидают подарков, счастливых встреч и выполнения желаний, собираясь семейным и дружественным кругом за торжественным столом, под ароматной новогодней елкой.

КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ЕЛОЧКУ

В наше время под Новый год декорируют живы либо искусственные елки, также различные хвойные растения в контейнерах, которые продолжают жить в доме и после праздничков. Всегда жалко скошенных лесных красавиц, которые так недолго правят зимний бал. Все почаще употребляют елочки, выращенные в контейнерах, которые необходимо верно приготовить к домашнему теплу. За несколько недель до праздничка контейнерные ели, можжевельники, кипарисовики, сосенки переносят в помещение из снежного прикопа в открытом грунте и равномерно приучивают к более высочайшей температуре. Их выдерживают поэтапно в прохладном гараже, на остекленной лоджии и, в конце концов, ставят в самом прохладном месте комнаты - у балконной двери, окна, где температура воздуха не превосходит 10… 12 оС. Декорации для таких растений можно использовать только самые легкие, - и никаких свеч, чтоб не разрушить хвою.

В комнате их держат не больше недели, поливая и опрыскивая. Дальше, если планируют посадить елку в сад, так же равномерно приучивают ее к низкой температуре: некоторое количество дней держат в прохладном помещении, в оттепель переводят на балкон. В безморозный денек в марте - апреле можно посадить елочку в сад. Нужно сказать, что шансов выжить такое растение имеет малость из-за огромного контраста температур и выхода из состояния покоя.

Можно поступить по другому: для зимних праздничков и других будней растить дома хвойные растения в горшках, вынося их летом на балкон либо прикапывая прямо в горшках в саду. Для этой цели подходят разные сорта и формы туи, кипарисовика, кипариса, можжевельника. Присутствие хвойников в доме очень полезно для здоровья и настроения. Не считая того, это присваивает особенный стиль интерьеру. Особенность ухода зимой: им требуется светлое место без сквозняков и температура воздуха 10…12 оС, умеренный полив и опрыскивание. Тогда и их наряженная зелень и смолистый запах круглый год будут даровать вам чувство праздничка.