Садовые дорожки: тротуарная плитка или асфальт

Садовые дорожки: тротуарная плитка или асфальтДорожки — неотъемлемый элемент любой загородной недвижимости. Они не только облегчают передвижение по придомовой территории в любую погоду, но и помогают зонировать пространство, зрительно связывая различные части сада в единое целое. Естественно, для выполнения декоративных функций они должны представлять собой не просто вытоптанные тропинки.

Необходимо вымостить дорожки специальным покрытием. Наиболее распространенными материалами для этих целей являются тротуарная плитка или асфальт.

Еще много веков назад первыми, кто начал мостить дороги камнем, были греки и римляне. В странах бывшего Советского Союза уже более ста лет используют асфальтовое покрытие, а тротуарную плитку — около 30–40. За это время качественно улучшились характеристики дорожного покрытия в целом. В частности, если раньше изготавливали только массивные железобетонные плиты квадратной и прямоугольной форм, то с середины 90-х годов прошлого века началось производство фигурной тротуарной плитки. Что касается асфальта, то наиболее популярная его разновидность называется асфальтобетон — смесь щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего.

Тротуарная плитка.

Впервые производством тротуарной плитки занялись в Нидерландах в XIX веке, так как на тот момент существовала острая нехватка природного камня для мощения улиц. Использование тротуарной плитки признали довольно успешным, после чего ее изготовлением начали заниматься и в других странах.

На данный момент тротуарную плитку производят двумя основными методами — вибролитья и вибропрессованием сухих смесей. Обе технологии в условиях заводского производства близки по качеству выпускаемой продукции, конечным результатом является изготовление низкопористой бетонной плитки.

Метод вибролитья заключается в том, что бетонную смесь укладывают в пластиковую форму, ставят ее на специальный стол с непрерывно вибрирующей поверхностью и выдерживают определенное время. После утрамбовки бетонной смеси форма снимается со стола и выстаивается при температуре 38?С около 12 часов, после чего из нее достается готовое изделие.

Также нужно отметить, что при вибролитьевой технологии производства в состав бетонной смеси вводятся пластификаторы, что обеспечивает более высокую износостойкость, хотя и удорожает продукцию. Соответственно качественная вибролитая плитка ощутимо дороже вибропрессованной.

При методе вибропрессования бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на непрерывно вибрирующей станине. Сверху на смесь начинает давить пуансон (деталь обратная матрице, пресс) и давит до полного уплотнения смеси. Пуансон также постоянно вибрирует. После матрица и пресс поднимаются, а на поддоне остается готовое изделие.

На финальной стадии производства при любом из вышеуказанных методов извлеченная из форм тротуарная плитка укладывается на европоддоны, обвязывается лентой упаковки и накрывается стрейч-пленкой или термоусадочной пленкой. По истечении 7 дней в летнее время или 28 дней в зимнее с момента приготовления бетонного раствора тротуарная плитка готова к использованию.

Произведенная методом вибролитья плитка имеет глянцевую поверхность, а методом вибропрессования — шершавую.

От остальных видов жестких покрытий для мощения дорог на приусадебной территории тротуарную бетонную плитку выгодно отличает богатое разнообразие ее форм и расцветок. Кроме того, за последнее время производители значительно улучшили качество продукции.

Благодаря применению цементов и специальных наполнителей, они довольно успешно борются с основным недостатком бетона — его относительной недолговечностью (качественная плитка рассчитана на эксплуатацию в течение 25–30 лет).

Несомненно, перед покупкой надо точно рассчитать требуемое количество тротуарной плитки, поскольку докупить ее будет довольно трудно, так как цветность и размер плиток одного и того же типа, но из разных партий, может не совпадать.

По словам директора компании «Живите красиво» Леонида Тишенко, прежде чем приобрести необходимое количество плитки, нужно определиться с рисунком укладки, а уж потом выбирать подходящую форму и расцветку — одним словом, выполнить дизайн тротуарной плитки.

При выборе формы укладки стоит также учитывать один нюанс: если плитка не будет совпадать по размерам с элементами выбранного рисунка, то ее придется резать, что повлечет за собой лишние затраты на материал, высокий процент отходов и большее время на выполнение работ. Еще один момент — чтобы избежать преждевременного разрушения покрытия, следует обратить внимание на то, чтобы между элементами не застаивалась вода.

Также отметим, что любая партия тротуарной плитки может содержать определенный процент брака — согласно международным стандартам допускается до 5% брака в каждой.

Вследствие этого правильным будет приобрести большую, чем необходимо, квадратуру плитки. Эксперты рекомендуют покупать на 7–10% больше требуемой продукции. Кроме того, процент дополнительной плитки зависит и от выбранного способа укладки: при круговом или диагональном способе потребуется больше бетонной плитки, чем при параллельном. Зато при параллельной укладке отходов получается меньше, чем при диагональной.

В общем, будет правильно оставить про запас 1–1,5 кв. м плитки для замены поврежденных в процессе эксплуатации частей.

Для того чтобы выбрать качественную тротуарную плитку, нужно знать некоторые особенности ее изготовления и эксплуатации. Во-первых, при покупке плитки для приусадебного участка следует обратить внимание на ее структуру. В частности, у хорошей литой продукции поверхность гладкая и глянцевая. Но существует несколько способов придать тротуарной плитке зеркальную поверхность — с помощью добавления в состав бетона специальных добавок или путем введения большего количества воды.

Понятное дело, что добавление воды обойдется производителю гораздо дешевле, чем введение дорогостоящих добавок отечественного или западного производства, но чрезмерное увеличение количества воды сказывается на прочности готовых изделий не самым лучшим образом. Определить качество тротуарной плитки нетрудно — для этого достаточно ударить две плитки друг о друга. Если при этом слышится звонкий звук, то изделия изготовлены с введением спецдобавок, а если глухой — значит добавлено большее, чем необходимо, количество воды или продукция недосушена.

Во-вторых, стоит уделить внимание цвету продукции. Он должен быть довольно насыщенным и ярким, но не чрезмерно. На данный момент в ассортименте производителей представлены изделия всевозможных цветов. Однако яркие насыщенные оттенки можно получить только при использовании дорогостоящих пигментов зарубежного производства, которые вводятся в определенных пропорциях.

Если же плитка имеет слишком яркий окрас, это свидетельствует о повышенном присутствии пигментов дешевого красителя, что влияет на уменьшение прочности готового изделия. Так что приобретать цветную тротуарную плитку лучше у крупного производителя, который дорожит своей репутацией.

В-третьих, не нужно гоняться за дешевизной. Ведь стоимость качественной тротуарной плитки не может быть низкой, если она изготовлена на современном оборудовании и в ее производстве применены испытанные материалы. Плитка должна быть выполнена только по условиям государственного стандарта, о чем должно свидетельствовать клеймо производителя или сертификат качества.

В-четвертых, перед покупкой необходимо обязательно осмотреть изделие. Например, наличие на задней стороне плитки желтоватых пятен свидетельствует об использовании при производстве глинистого песка, что является нарушением технологии изготовления. Впоследствии это может привести к ее износу под воздействием окружающей среды уже через несколько лет.

Кроме того, на поверхности плитки могут появляться известковые пятна, что происходит из-за образования свободной извести при схватывании цемента. Однако это никак не сказывается на прочностных характеристиках продукции. Также хочется отметить, что плитка сохнет постепенно и неравномерно, а потому конечный цвет часто выравнивается в ходе эксплуатации.

Среди других видов жестких покрытий для дорожек следует выделить натуральный камень, монолитное бетонное покрытие для дорожек и асфальт.

Стоит отметить, что при выборе подрядчика на выполнение работ по подготовке основания и укладке тротуарной плитки нужно помнить, что удовольствие от сэкономленных денег длится гораздо меньше, чем разочарование от плохого качества.

На данный момент для мощения дорог применяют более десяти пород камня — как в обработанном, так и в необработанном виде. Этот вид покрытия немного ограничен в колористике, зато обладает несомненной прочностью и долговечностью.

Монолитное бетонное покрытие используют, как правило, в качестве въездной дороги для автомобиля, переходящей в площадку перед гаражом. Хотя, конечно, лучше для этих целей подходит асфальт.